Дизайн мод это прикладное искусство, заключающееся в проектировании одежды и аксессуаров для повседневного использования, которое диктует культурные и социальные веяния в свое специфическое время.
Дизайн мод отличается от работы костюмера хотя бы тем, что его ключевой продукт обычно делается на один или два сезона. Сезон определяется или как осень-зима или весна-лето. Считается, что дизайн мод начал свое существование в девятнадцатом веке, а Чарльз Фредерик Ворт был первым человеком, который нашил собственный ярлычок, на одежду, которая делалась под его патронажем. В то время как все виды одежды люого периода времени изучаются академиками как дизайн-костюмирование, только одежда, созданная после 1858 года может относиться к продуктам дизайна-моделирования.
Как известно, дизайнеры мод проектируют одежду и аксессуары. Некоторые дизайнеры высокой моды работают сами на себя и делают одежду для индивидуальных клиентов. Другие работники высокой моды обслуживают специальные магазины высокой моды. Эти дизайнеры создают оригинальную одежду, равно как и те, кто работает в рамках модных тенденций. Как бы то ни было, большинство модельеров работают на производителей одежды, создавая дизайн мужской, женской и детской одежды для массового рынка. Дизайнерские марки, которые имеют имя в своем названии, такие как Calvin Klein или Ralph Lauren обычно проектируются командой индивидуальных специалистов, под управлением директора по дизайну.
Первым дизайнером-модельером был Чарльз Фредерик Ворт (1826–1895). Прежде чем бывший драпировщик открыл свой maison couture (дом мод) в Париже, дизайн одежды и ее создание отводились практически неизвестным мастерам, а высокая мода вышла из того, что носилось при дворе. Успех Ворта был таков, что он даже мог диктовать своим покупателям, что им следует носить. Слово кутюрье было фактически создано и первый раз использовано, чтобы описать его. Это было во время, когда многие модные дома нанимали художников, чтобы те делали эскизы одежды. Подарить сам рисунок клиенту, чтобы он определился, стоило дешевле, чем самим сначала заниматься производством костюма в рабочем цеху. Если клиенту нравился дизайн, он заказывал одежду и потом оплачивал счет дому мод. Так возникла традиция дизайнеров сначала зарисовывать эскиз одежды вместо того, чтобы предлагать готовую одежду на моделях, в целях экономии.
В начале двадцатого века, практически вся высокая мода делалась в Париже, и меньшая часть – в Лондоне. Модные журналы изо всех стран посылали своих редакторов на парижские показы мод. Универсальные магазины посылали покупателей на парижские показы, где они покупали одежду для того, чтобы скопировать и открыто украсть стилистические линии и особенности материалов, принадлежащие другим. Салоны индивидуального заказа и магазины готовой одежды могл похвастаться последними парижскими тенденциями, адаптированными по стоимости и стилю к основным покупателям.
В это время в истории мод разделение между haute couture и гтовой одеждой остро не проводилось. Две различные модели производства еще совсем не включились в соревнование, и, вообще, они сосуществовали в домах, где покупатель мог свободно выбирать между индпошивом и готовыми образцами.
С началом двадцатого века модные журналы начали публиковать фотографии, и стали еще более влиятельными, нежели ранее. В больших городах по всему миру эти журналы обзаводились множеством последователей и формировали общественный вкус. Талантливые иллюстраторы, среди которых Поль Ирибе, Жорж Лепапе и Жорж Бабье – создавали изысканные композиции для этих публикаций, которые сыграли немаловажную роль в развитии современной моды и красоты. Наверное, самым известным журналом того времени была La Gazette du Bon Ton, основанный в 1912 году Люсьеном Фогелем и регулярно выходивший до 1925 (за исключением лет войны).
Вторая мировая война стала причиной многих радикальных перемен в индустрии мод. После войны репутация Парижа как всемирного центра мод начала блекнуть, а рынки готовой одежды становились все более популярными. Новый молодежный стиль возник в пятидесятые, навсегда изменив фокус моды. После возникновения центрального отопления, началось повсеместное распространение мини и возросла популярность легкого текстиля, а потом и синтетических волокон.
Оказавшись лицом к лицу с угрозой товара фабричного производства, парижский
haute couture занял оборонительную позицию, но это не помогло остановить моду, рвущуюся на улицы. Если раньше женщинам нужно было строго следовать указаниям haute couture, то сейчас к их услугам было разнообразие выбора. Оперируя намного большими количествами, циклы производства были намного более долгими, чем работа в мастерской кутюр, что означало, что стилисты планировали свои линии для двух сезонных коллекций и пытались угадывать как минимум за год, чего же захочется покупателям. Но, то, что было на улице, начало представлять серьезную угрозу мастерам кутюр.
В конце двадцатого века, мода стала спокойно пересекать международные границы с неимоверной скоростью. Популярный западные стиль был адаптирован повсеместно, а многие дизайнеры не западного мышления очень повлияли на моду. Синтетические материалы, такие как лайкра, спандекс и вискоза начали использоваться повсеместно, а мода, устав от напряженного всматривания на два сезона вперед, начала осматриваться в поиске вдохновения назад.
Памяти Александра МакКуина
|