Дизайн костюмов это создание внешнего вида персонажей в театральном представлении или кино. Обычно сюда входит проектирование или выбор одежды, обуви, шляп и париков для актеров, но также сюда могут относится маски, грим или необычные формы, такие как костюмы кошек для мюзикла «Cats» (сделанные Джоном Напье, победителем церемонии Тони в 1983 году за лучший дизайн костюма).
Дизайнер-костюмер это человек, который ответственен за дизайн костюмов для фильмов или спектаклей. Он или она считается частью съемочной группы вместе с режиссером, сценаристом и дизайнерами по свету. Дизайнер костюмов может также сотрудничать с мастером по парикам или дизайнером-гримером, в таком случае двое последних будут находится под его началом. В европейском театре эта роль несколько отличается от театрального дизайнера, который создает как костюмы, так и сценические элементы.
Дизайнеры-костюмеры обычно ищут средства более ярко выразить персонаж оперируя в пределах видения режиссера посредством того, как одеты актеры. В то же время, дизайнер должен убедиться, что одежды позволяет актеру двигаться в манере, присущей определенному историческому периодк и позволяет актеру играть, не нанеся вреда ни себе, ни реквизиту. Дополнительные требования к гардеробу: выносливость и хорошая степень отстирывания, особенно во время длинных съемок. Консультироваться дизайнер должен не только с режиссером, но также с декораторами и дизайнерами света, чтобы убедиться, что их работа, объединенная вместе даст необходимый результат. У дизайнера должны быть мощные задатки художника, равно как знание разработки и шитья, драпировки, черчения, текстиля и истории мод.
Профессиональные дизайнеры-костюмеры обычно делятся на три типа: свободные, резидентные и академические.
Свободных художников нанимают на специальное представление в театре, опере или балете, он может и не проживать в том городе, где будет происходить театральное представление. Наемному работнику, который трудится на себя, обычно платят в три этапа: авансом, после доставления окончательного варианта гардероба и в вечер премьеры. От свободных художников не ожидается никакого эксклюзива, и они могут заниматься работой для нескольких театров одновременно.
Резидентного дизайнера нанимает определенный театр, опера или балет для созджания уникальной сери работ. Это может быть довольно короткий контракт, например, на летний сезон, или очень долгий – на много лет. Контракты резидентных дизайнеров могут ограничивать объемы халтуры, которую им позволено брать. В отличе от свободных художников, резидентные дизайнеры прикреплены к месту расположения театра и готовы работать со студией костюмов, и многочисленными подчиненными. Резидентные дизайнеры считаются более устроенными, нежели свободные художники, но это не обязательное правило.
Академический дизайнер это тот, у кого есть профессорское место в учебном заведении. Этот дизайнер является, прежде всего, инструктор, но может работать и как резидентный костюмер с различной степенью занятости. Они обычно свободно могут подрабатывать настолько, насколько позволяет их график. В прошлом профессоры по дизайну костюмов были самыми опытными профессионалами, которые могли иметь или не иметь второе образование, но сегодня для этого необходимо иметь как минимум степень магистра художественных искусств, чтобы иметь возможность преподавать.
В театре-резиденте всегда существует мастерская, где делаются туалеты, которые невозможно приобрести. В ней работают драпировщики, строчильщики, обрезчики и другие портные. В академической среде слово «команда» обычно подразумевает группу студентов, которые изучают многое из дизайна костюмов и этапов его создания. Многие университете предполагают что студенты-костюмеры будут работать определенное количество часов в мастерской во время написания своей курсовой работы.
Огромное отличие лежит между отечественным восприятием костюмеров и аналогичным – на западе. Там эти люди не просто портные, которые в спешке мечуться за кулисами, стремясь приладить, подправить и усовершенствовать реквизит, это работа сродни кутюрье, поэтому нередко уходя из театра они открывали свои модельные линии или дома мод. Поэтому, поскольку профессия дизайнер-костюмер у нас существует пока не столько времени, сколько за рубежом. Обратимся к опыту иностранного театра и кино.
|