После того, как президент достаточно жестко прошелся по интернет-подкованности предприятий и поручил заняться формированием в Сети «лица экспортера», многие отечественные компании наконец-таки стали осознавать, что хороший интернет-сайт для успешных продаж зачастую не менее важен, чем скидки, откаты, упаковка, качество и другие, прозрачные и не совсем, маркетинговые инструменты.
Сайты множества крупных белорусских компаний пока откровенно пугают дизайном из прошлого века и отсутствием намеков на международную версию. А уж на тех немногих страничках, где эта версия есть, обновляют ее, похоже, считанные компании.
Но вот грянул кризис, традиционные рынки «отвалились», надо искать новых партнеров. Интернет – отличное подспорье в этом. Только вот ссылку на свой сайт давать стыдно. Впрочем, судя по большому количеству ресурсов мерзкого качества, многим руководителям просто недосуг заниматься «каким-то там сайтом» в «каком-то там интернете». Есть сайт – уже хорошо. А что дизайн из прошлого века и половина информации устарела – черт с ним, не до этого сейчас, надо, вон, склады разгружать!.. Благодаря кризису и отеческим наставлениям главы государства руководители все же начинают обращать внимание на веб-представительства своих организаций. «Это даже не рост – это лавинообразный поток заявок! Спасибо Президенту и Правительству – помогли свыше», – говорит Богдан Коровец, руководитель компании «Астроним*ов» и журнала www.pARTal.by «Срез дизайна и рекламы Беларуси».
«Безусловно, интерес [госпредприятий к обновлению сайтов] появляется. Кризисная ситуация, проблемы со сбытом продукции, продажей работ и услуг, потери крупнейших клиентов и заказов вынуждают руководителей искать пути улучшения экономической ситуации на предприятиях. И интернет-маркетинг при определенных условиях (продаже товаров конечным потребителям – неважно, B2B это или B2C) может часть проблем эффективно решить», – считает Виталий Денисенков, директор Дизайн-студии Дмитрия Борового.
А вот в интерактивном агентстве Red Graphic резкого роста заказов от госпредприятий не ощущают: «По количеству обращений в компанию с запросами от государственных компаний мы не можем говорить о росте интереса к разработке проектов за последние полгода», – констатирует директор ИА Red Graphic Надежда Зеленкова.
Есть ли серьезная готовность со стороны госпредприятий работать над недостатками? «Это не готовность – это жизненная необходимость на уровне выживания, и руководство предприятий это уже понимает», – уверен Богдан Коровец.
«Общая белорусская тенденция – на государственных предприятиях интернет-сайтам стали уделять повышенное внимание. Связано это с тем, что ими чаще стали заниматься профильные службы – маркетинг и сбыт. И в их интересах находится постоянное поддержание сайта в актуальном состоянии. На сайтах появляется контент, обновляются каталоги продукции, прайс-листы, начали заполняться английские версии. Соответственно, в процессе активной эксплуатации сайтов выявляются не замеченные в процессе разработки недостатки и появляются идеи по модернизации программной части. Поэтому доработок сайтов стали делать больше», – добавляет Виталий Денисенков.
Готовность эта, как правило, подкреплена и бюджетами. Особенно если речь идет о нестандартных решениях: «Мы больше работаем с уникальными и, как правило, интересными с точки зрения идеи и технологий проектами. Обычно бюджеты на них выделяются достаточные для качественной разработки», – отмечает Надежда Зеленкова.
Глава компании «Астроним*ов» Богдан Коровец полагает, что вопрос не только в бюджете: «Средства – лишь средство для достижения результата, который нужно предприятию гарантировать. А это уже работа менеджмента каждой отдельно взятой веб-студии».
Студия Дмитрия Борового отмечает, что заказчики зачастую экономят во вред своим сайтам: «Бюджеты на разработку, как правило, зависят от конкретного предприятия. Сейчас большинство старается разумно подходить к расходам. Иногда экономия, избранная в качестве основного фактора при поиске интернет-партнера, приводит к тому, что сайт разрабатывается у непрофессионалов и заказчик сразу получает морально устаревший продукт, на который сложно делать упор в маркетинговой активности. Таких примеров много, и всегда неприятно видеть замену интересных и удобных решений шаблонными», – считает
Виталий Денисенков.
Но в чем тогда проблемы? Вроде бы есть желание. Деньги какие-то есть… Почему сайты выглядят убого, обновляются редко и не бывают многоязычными?! Белорусским компаниям не хватает в интернете «опыта. А также настойчивости и стремления делать хорошую работу. Есть начинания, но не все проекты доводятся до конца на должном уровне. Важно понимать, что интернет – это не головная боль, а возможность поменять ситуацию в лучшую сторону. И сейчас самое время начать ею пользоваться, – уверен Виталий Денисенков. – Основной недостаток сайтов белорусских предприятий и организаций не в самих сайтах, их качестве, дизайне и скорости загрузки или чем-то подобном, а скорее в людях, которые занимаются их проектированием, курированием разработки, наполнением и продвижением. Часто курирование корпоративного интернет-сайта является дополнительной нагрузкой на непрофильные отделы вроде IT-служб или системных администраторов. Соответственно, времени на полноценную работу нет, и она ведется сотрудниками из другой области без должного образования и опыта на их усмотрение. Часто сайтами, сделав их единожды на скорую руку, и вовсе не занимаются».
Пресловутый человеческий фактор очень важен, считает Богдан Коровец: «Не хватает адекватных менеджеров интернет-проектов, т.е. компетенций. Но уровень ведь можно и поднимать, например, на вот таких конференциях. Характерная проблема – неграмотный менеджмент проекта в целом. Все остальные проистекают от этой хронической болячки. Дайте же возможность молодежи на предприятиях проявить себя, отдайте им полномочия – и вы поразитесь современным результатам! Но опять же – не через месяц, это относительно долгий процесс. Да, процесс. Нужно еще и понять, что сайт – это не разовый проект, а ПРОЦЕСС! Постоянная работа над сайтом».
По мнению Надежды Зеленковой, «все зависит от конкретных людей, участвующих в проекте: если команда со стороны клиента профессиональна и заинтересована в проекте, то результат будет хорошим вне зависимости от формы собственности предприятия. Организациям же не хватает смелости и, как следствие, уверенности в необходимости проекта, в том, как его делать, как обеспечить максимально результативную работу проекта и в том, какие инвестиции необходимо вложить в проект и на какую отдачу рассчитывать», – уверена глава Red Graphic.
А есть ли эта отдача? Имидж – это здорово, но ведь и питаться чем-то надо… «Новые контракты и инвестиции – результат целого комплекса мероприятий, который иногда называют ИМК (интегрированные маркетинговые коммуникации). Сказать, что именно этот канал коммуникации дал клиента или инвестиции, нельзя. Но то, что первое знакомство с предприятием зачастую сейчас происходит именно через интернет, – гарантия, – говорит Богдан Коровец. – Есть примеры и на редкость наглядные: трикотажное объединение «Полесье» из Пинска получает множество именно интернет-заказов. И это благодаря удобной системе формирования заказа и связи каталога на сайте со складами».
Виталий Денисенков также считает, что дело не в одном лишь интернете, а в комплексе мер: «Если бы все было так просто (сделал современный информационный сайт – получил зарубежные инвестиции), то хорошие веб-разработчики были бы очень уважаемыми людьми. А если серьезно, то яркий пример – «Твоя столица». В том числе благодаря правильной стратегии в интернете агентство недвижимости «Твоя столица» занимает лидирующие позиции на своем рынке».
Кризис – хорошая встряска для рынка и большие возможности для менеджеров нового поколения. Менеджеров, которые сами прекрасно понимают важность грамотного интернет-присутствия компании. А если существующее руководство не осознает эту важность теперь, то, вполне возможно, оно скоро потеряет и свои кресла, и предприятия.
http://it.tut.by
|